Подумайте о фразе ‘потерянные цивилизации», и такие, как майя или ацтеки, вероятно, придут на ум. Но есть много других, менее известных культур, королевств и империй, которые приходили и уходили на протяжении долгой истории человечества. Вот пять других, о которых вам нужно знать.
Содержание
Королевство Аксум
“На Земле есть четыре великих царства,” писал персидский пророк Мани в 3 веке. “Первое — это Царство Вавилона и Персии. Вторая — Римское королевство. Третья — Королевство аксумитов. Четвертая — королевство китайцев”.
Третий выбор Мани относился к цивилизации, которая была одной из самых могущественных в 1-м тысячелетии нашей эры, но которая упала в относительную неизвестность в последующие века. Возникнув на территории нынешних северной Эфиопии и Эритреи, Королевство Аксум стало доминировать на побережье Красного моря, образуя ключевую часть торгового пути между Азией и Европой. Слоновая кость, драгоценности, ладан и живые животные были экспортированы, в то время как шелка, специи и стеклянная посуда были привезены.
Мы знаем, что в его истории были жестокие периоды, особенно серия территориальных сражений против Персидской империи. Королевство также стало первым государством к югу от Сахары, принявшим христианство. Сегодня посетители древней столицы Эфиопии Аксума все еще могут увидеть реликвии этой потерянной цивилизации, в том числе могучие, возвышающиеся обелиски, которые отмечают погребальные камеры. В городе также находится церковь Богоматери Марии Сион, которая была основана аксумитами и, как считается, содержит Ковчег Завета.
Цивилизация Карал
За тысячи лет до золотого века майя в Центральной Америке еще одна цивилизация процветала дальше на юг, в том, что сейчас является Перу. Существует между 4-м и 2-м тысячелетиями до нашей эры, обычно считается самой старой известной цивилизацией во всей Америке.
Есть некоторые отличительные аспекты этого таинственного, потерянного мира. В отличие от других древних цивилизаций, люди карала, казалось, абсолютно не имели культуры изобразительного искусства и не использовали керамику. Археологи не нашли ни картин, ни скульптур, ни признаков керамики, используемой для хранения продуктов питания. С другой стороны, люди карала, по-видимому, увлекались музыкой, если флейты, сделанные из костей животных, являются каким-либо признаком.
Они также были чрезвычайно опытными архитекторами. Столица цивилизации, известная как Священный город Карал-Суп, до сих пор хранит следы их достижений, включая остатки огромных пирамид, затонувшие площади, круглый амфитеатр и жилые дома.
Исследование цивилизации Карал, начавшееся всерьез только в 1990-х годах, в корне переписало историю человечества в Северной и Южной Америке, доказав, что сложные общества возвращаются дольше, чем первоначально предполагали эксперты.
Набатеи
Возникнув как однородная цивилизация в 4 веке до нашей эры, набатеи первоначально существовали как кочевое племя в Аравийской пустыне. Со временем они создали королевство, которое обладало огромной властью в регионе. Контроль над территорией, используемой торговцами, путешествующими между Аравией и Средиземноморьем, сделал набатеев чрезвычайно богатыми, но они также были грозными бойцами.
Одна знаменитая история рассказывает о том, как они убили тысячи македонских войск (во главе с одним из генералов Александра Македонского, не меньше), которые имели планы на их территории.
Набатейская столица была названа Ракму и сегодня называется Петрой. Расположенный в Иордании, это замечательный памятник исчезнувшему обществу, доступный только через узкое ущелье под названием Сик. Прогулка по этой скалистой извилистой тропе приведет посетителей в самое сердце Петры, где богато украшенные здания были вырезаны прямо из скал песчаника. Среди них самая знаковая набатейская достопримечательность-храм Аль-Хазне, который был известен как тайник Святого Грааля в Индиане Джонсе и Последнем крестовом походе.
Культура Кукутени–Триполья
Процветая между 6–м и 3-м тысячелетиями до нашей эры, культура кукутени-Триполья, часто просто называемая Трипольем, сыграла важную роль в эволюции европейской цивилизации. Их территория охватывала современную Молдову, а также участки современной Румынии и Украины, где трипольцы освоили сельское хозяйство и животноводство.
Они также показали особое мастерство в искусстве изготовления текстиля и керамики. Сложные печи использовались для производства горшков, мисок и других артефактов с характерным, закрученным дизайном. Они также изготавливали керамические статуэтки в стиле «богини», которые предположительно имели религиозное и духовное значение.
Любопытно, что жители Триполья имели привычку разрушать свои поселения каждые 60-80 лет. Факты свидетельствуют о том, что они буквально сжигали свои жилища до основания и восстанавливали их по причинам, которые продолжают обсуждаться среди историков и археологов.
Возможно, ритуальное разрушение и воскрешение зданий служило символической цели, имитируя циклы жизни и смерти в природе. Возможно, они даже думали о своих жилищах как о собственной жизненной силе. «Горизонт сожженного дома» — это вызывающее воспоминания название, данное географической зоне в Европе, где так давно произошли эти таинственные поджоги.
Цивилизация Саньсиндуй
В 1986 году открытие заполненных сокровищами ям в провинции Сычуань коренным образом изменило бы наше понимание прошлого Китая. Нефриты, золотые сокровища, слоновьи бивни и огромные, поразительные бронзовые произведения искусства свидетельствовали о давно потерянной цивилизации, которая существовала в городе-крепости. Это место, Саньсиндуй, было расположено примерно в 800 милях от исторического центра династии Шан, которая существовала во 2-м тысячелетии до нашей эры и была официально старейшей подтвержденной китайской династией.
Другими словами, раскопки в Саньсиндуй говорят нам, что было другое, независимое общество, которое существовало далеко от того места, где должна была возникнуть китайская цивилизация.
Процветая примерно в то же время, что и династия Шан, люди саньсиндуй теперь, пожалуй, наиболее известны своими замечательными бронзовыми масками и скульптурами. На них изображены странные лица с выпученными глазами, гигантскими ушами в форме крыльев и другими яркими чертами, которые выделяют их как уникальные в китайской культуре.
Неизбежно, некоторые взволнованно предположили, что эти произведения искусства изображают древних инопланетян, которые, возможно, посетили регион. Между тем, основные историки считают, что это, по сути, изысканно выполненные изображения древних правителей и божеств, которые будут использоваться в ритуалах, детали которых мы никогда не узнаем наверняка.